КВИРУМИР | Queer site for queer people | Гей активизм, гей браки, права геев и лесбиянок, статьи, рассказы, видео  - http://www.queerumir.ru
В защиту наслаждения
http://www.queerumir.ru/articles/82/1/V-zaschitu-naslazhdenija/Page1.html
Джон Корвино (переводы)
Джон Корвино, PhD - профессор философии в университете Wayne State University в Дейтройте, штат Мичиган. Джон ведет колонку в http://365gay.com, регулярно публикуется в ГЛБТ-еженедельнике штата Мичиган Between the Lines, в академических журналах, и уже 15 лет читает лекции на тему "Гомосексуальность и мораль" в университетах  США.
 
Автор: Джон Корвино (переводы)
Опубликовано 04.10.05
 
Отрицать ценность удовольствий просто глупо. А отрицать, что секс иногда имеет место главным образом для получения удовольствия – и, тем не менее, ценен на этом основании – еще глупее. Натуралы знают это, и, в целом, их это устраивает, несмотря на протесты «правых»...

Одно из удовольствий, доступных профессору философии, - то, что мне время от времени попадаются очаровательные тексты по истории этики. Вот, например, что пишет Мэри Уорнок в своем классическом труде, датированном 1960 г., "Этика с 1900 г.":

"Многие... считают, что некоторые виды поведения, хотя и не представляют ни малейшей опасности для окружающих, тем не менее вредны для себя самих, поскольку это вопрос морали. Например, возможно считать, что заниматься чем-то приятным, например читать романы по утрам, неправильно.. потому что заниматься этим означает начало нисхождения, определенную форму дегенерации, избегать которой является их обязанностью".

Читать романы по утрам?
Возможно, чтение романов по утрам в 1960 г. было эквивалентом многократных просмотров "Сюрреальной жизни". Но я уверен, что даже миссис Уорнок (как умилительно называет ее аннотация на покрытой пылью супер-обложке) могла бы придумать лучший пример "занятий приятным", которые, хотя и безобидны для окружающих, могут привести к дегенерации.

Книга Уорнок попалась мне вскоре после возвращения с "Последнего всплеска", ежегодного гей-праздника в городе Остине в штате Техас. "Последний всплеск" (который проходит на озере Трэвис в Hippie Hollow, единственном публичном парке Техаса, где ношение одежды не является обязательным) теперь длится целый уикэнд: кроме мероприятий на озере, проводятся также непрерывные вечеринки. Имеет место нудизм. Алкоголь и другие наркотики. Флирт, поцелуи, облапывание друг друга и все виды так называемого "плохого" поведения. В общем, Пат Робертсон* сморщился бы от подобных мероприятий.

А я обожаю их.

Разрешите мне чуть притормозить, прежде чем продолжать далее на полной скорости (писать колонку, которую в любом случае будут цитировать в отрыве из контекста). Некоторые аспекты "Всплеска" меня глубоко беспокоят – например, возрастающее использование метамфетаминов и других жестких наркотиков – я категорически против этого. И вам надо бы. Но эти вещи не должны быть – и для большинства из нас таковыми и не являются – целью этого праздника.

У каждого из участников своя цель этого праздника, но общее для всех – это удовольствие – и особенно физическое удовольствие. Зачем читать романы по утрам, если можно плавать голым в свежих водах Hippie Hollow, или загорать на скалистом побережье, или целовать прекрасного незнакомца в толпе на танцполе? (Или привести его в свой номер, где можно делать больше, чем просто целоваться?

Некоторые читатели будут удивлены, что я – "гей-морализатор" - вроде как выступаю за гедонизм. Не является ли это как раз той вседозвольнической позицией, в которой критики так любят нас ошибочно обвинять?

Да, является. Именно поэтому я стараюсь почаще доказывать, что геи – столь же ответственны, бескорыстны и нравственны, как и все остальные. Однако не следует ошибочно полагать, что если нас не интересует только наслаждение (как гедонистов), то нас наслаждение не интересует вообще.

Эта логическая ошибка – давайте назовем ее "пуританской" - никак не нова. Гедонисты и их оппоненты существуют по меньшей мере со времен Платона. Во-первых, я считаю, что гедонисты не правы: в жизни есть и другие блага, кроме наслаждения. Но из того факта, что наслаждение не является единственным благом, не следует, что наслаждение – не благо, как ошибочно верит пуританин.

Отрицать ценность удовольствий просто глупо. А отрицать, что секс иногда имеет место главным образом для получения удовольствия – и, тем не менее, ценен на этом основании – еще глупее. Натуралы знают это, и, в целом, их это устраивает, несмотря на протесты "правых".

Легко понять, почему защитники прав геев часто оправдываются по этому пункту. В ответ на мифы о том, что мы одержимы сексом, иногда мы отрицаем всякую заинтересованность в нем. В жажде показать, что мы понимаем его глубокие, серьезные, преобразовательные аспекты, мы не отдаем должное его животной, игривой, рекреационной стороне. В борьбе за право на брак мы прячем "случайный секс" под ковер. Все эти защитные механизмы плачевны, поскольку замалчивают простые радости физической близости.

Это не значит, что радости секса – чисто физические (отнюдь) или что секс является единственным или самым важным видом физического наслаждения. Гурманская еда, изысканное вино, энергичный массаж, лавандовые свечи, прекрасный закат… выберите, что вам больше нравится. Все это имеет место в разносторонней жизни. 

Также я не отрицаю того, что можно придавать наслаждению слишком много значения, - это может помешать ценить другие блага, а дисбаланс опасен. Это относится ко всему хорошему, хотя наслаждение – особенно соблазнительный пункт в этом отношении. И тем не менее, часть призыва "играть безопасно" - призыв "играть". Нам всем это нужно время от времени.

Так что когда я вижу тысячи людей, прибывающих в Остин, чтобы радоваться себе, своим телам и притяжению (даже похоти) друг к другу, у меня нет ни малейшего желания неодобрительно качнуть головой. Может быть, оно было бы, если бы я думал, что в жизни этих людей нет ничего кроме этого, - однако так считать было бы ошибкой. Вполне можно читать романы во время отпуска, и при этом по возвращении из него накинуться на учебники по философии.



Джон Корвино, Between the Lines©, сентябрь 2005 г.
Перевод kali ©, специально для Queerumir.ru


*Пат Робинсон – известный религиозный политик, телевизионный проповедник, и предприниматель, основатель множества организаций и компаний, таких как Христианская сеть вещания, Христианская коалиция, International Family Entertainment Inc. (продана позднее Руперту Мердоку и переименована в Fox Family Worldwide), автор американских бестселлеров «Новый мировой порядок», «Секретное царство» и «Ответы на 100 наиболее спорных вопросов жизни».