КВИРУМИР | Queer site for queer people | Гей активизм, гей браки, права геев и лесбиянок, статьи, рассказы, видео  - http://www.queerumir.ru
PlanetOut и Advocate - гей-брак или гей-монополия?
http://www.queerumir.ru/articles/76/1/PlanetOut-i-Advocate---gej-brak-ili-gej-monopolija/Page1.html
Ольга Кузнецова
Москва

Редактор Queerumir.ru и постоянный автор материалов

seagull@queerumir.ru
 
Автор: Ольга Кузнецова
Опубликовано 15.11.05
 
А как же читатели? PlanetOut утверждает, что не будет менять редакторской политики журналов. Специалисты, однако, говорят, что большинство слияний в медиа-индустрии ухудшает содержание изданий, особенно же это касается ежедневных газет. Сама сделка не обязательно является плохой новостью для читателей, но опасения, что PlanetOut может пожертвовать контентом ради увеличения прибыли, вполне реальны...

Если кто еще и сомневался, что гей-аудитория – самая обычная целевая аудитория, и бизнес, зарабатывающий на ней деньги, развивается согласно классическим канонам, то новость прошлой недели о создании гей медиа-гиганта должна развеять эти сомнения: слияния и поглощения не обходят и эту часть медиа-бизнеса стороной. Компания PlanetOut Inc., крупнейший по общей посещаемости интернет-холдинг для ГЛБТ-аудитории, купила компанию LPI Media, владеющую двумя самыми популярными в этой же аудитории журналами. Конечно, сумме в $31.1 миллион (включая $7.1 миллионов в оплату долгов LPI Media), заплаченной за создание самого крупного в мире гей медиа-ресурса, еще далеко до миллиардных сделок по слиянию медиа-компаний для широкой аудитории. Но эта новость органично вписывается в ряд недавний сообщений об объединении компаний Barry Diller's IAC/InterActive's и Ask Jeeves, или о поглощении компанией News Corporation доткомов IGN и Intermix Media – медиа-индустрия переживает период срастания всех информационно-развлекательных ресурсов независимо от их направления.

Вряд ли эта сделка стала для кого-нибудь сюрпризом. PlanetOut и LPI Media - давние партнеры и уже объявляли о своем слиянии в 2001 году. Сделка, однако, была расторгнута в марте того же года из-за обвала рынка технологических акций и доткомов. И вот сейчас союз двух компаний, наконец, произошел. "Это единственный законодательно разрешенный гей-брак", - пошутил глава PlanetOut Лоуэл Селвин.

Со стратегической точки зрения данное объединение абсолютно разумно. Компании не являются конкурентами, а скорее отлично и выгодно дополняют друг друга. LPI Media издает два крупнейших гей-журнала Advocate (с тиражом 120 тысяч каждые две недели) и Out (ежемесячный тираж 130 тысяч). Компании также принадлежат журналы Out Travel и HIVPlus, издательская компания Alyson Publications, и соответсвующие веб-сайты всех проектов. За этот год компания продаст 8.2 миллионов экземпляров журналов.

PlanetOut – это сеть интернет проектов Gay.com, PlanetOut.com, Kleptomaniac.com плюс публикация альманахов для путешествий Out&About Travel, с контентом скорее развлекательного, чем аналитического или информационного содержания, и получающая 67% доходов от платных услуг, таких как знакомства, чат, видео-чат, электронная почта, и продажа гей-символики. Только 33% доходов (больше 8 миллионов в 2005 году) приходится на рекламу, но PlanetOut - бесспорный лидер в своей нише. Доходы от рекламы его ближайший конкурента HIM Media ( 365Gay.com, Gaywired.com и Lesbianation.com) едва ли дотянут до миллиона в этом году, несмотря на более качественное (на мой взгляд) содержание.

PlanetOut – молодая, агрессивная, быстро растущая компания, которая пытается диверсифицировать свои доходы и расширить сферу влияния. Поглощение компании LPI Media увеличивает ее доходы только в этом году почти вдвое, улучшает баланс между доходами от рекламы и платных услуг, отвечает запросам рекламодателей использовать разнообразные рекламные средства, позволяет использовать существующую базу PlanetOut подписчиков для увеличения тиражей журналов и предложить качественный контент журналов Advocate и Out пользователям сайтов Gay.com и PlanetOut.com. И хотя акционеры беспокоятся, что трудности объединения могут мешать получить увеличение эффективности гораздо дольше, чем предполагалось, выгода для PlanetOut, очевидно, перевешивает. Неудивительно, что акции компании выросли на 5% после объявления о покупке. Тем более, что $31 миллион за LPI Media кажется не такой уж большой ценой, с учетом того, что при сравнимой выручке от продаж сама PlanetOut стоит $142 миллиона по текущим рыночным ценам. Но LPI Media – частная компания, и при том издательский дом, а PlanetOut сделала первичное размещение 27% своих акций год назад (Nasdaq: LGBT), и интернет-компании опять в моде.

А как же читатели? PlanetOut утверждает, что не будет менять редакторской политики журналов. Специалисты, однако, говорят, что большинство слияний в медиа-индустрии ухудшает содержание изданий, особенно же это касается ежедневных газет. Сама сделка не обязательно является плохой новостью для читателей, но опасения, что PlanetOut может пожертвовать контентом ради увеличения прибыли, вполне реальны. Например, доходы от рекламы у PlanetOut и количество рекламы в журнале Out растут уверенными темпами вместе с интересом рекламодателей к гей-аудитории, а вот серьезный журнал Advocate отстает в росте рекламы от "коллег" и в целом от индустрии. Почему бы не разбавить его рекламой, как и всех остальных?

Беспокойство также вызывает монополизация информационных гей-ресурсов. В 2001 году, после объявления о предполагаемом слиянии между PlanetOut и LPI Media, Генри Скотт, бывший издатель журнала Out, даже написал открытое письмо двумстам ГЛБТ-активистам, в котором призывал их "помешать созданию опасной монополии". Скотт предлагал обратиться  с коллективной жалобой в антимонопольный комитет, и сам направил несколько жалоб в различные инстанции. Законодательное решение тогда не понадобилось: сделка распалась сама собой. Сейчас же об этом почти никто не вспоминает.

Почему концентрация должна тревожить? Ну, во-первых, агрессивная стратегия PlanetOut может не сработать, и в случае финансовых проблем все интернет и печатные издания группы могут закончить существование вместе. Во-вторых, гей-журналистика всегда была сильна именно свой независимостью. Растущая респектабельность и влияние компании может повлечь увеличение конформизма и самоцензуры в редакторской политике. В-третьих, отсутствие конкуренции обычно приводит к ухудшению качества содержания. А в-четвертых, правило "выживает сильнейший" в журналистике и культуре, к сожалению, не означает сильнейший по качеству содержания, а часто нечто совсем другое. Что перевесит в объединенной компании?

Впрочем, посмотрим, как будут развиваться события.