Настолько, насколько это возможно из США, я стараюсь следить за тем, как развивается борьба за права геев в других странах. Я восхищаюсь мужеством тех женщин и мужчин, которые столько сделали для правового и социального равенства геев во многих странах Восточной Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

Но большинство из них сталкивается с гораздо большими трудностями, чем их коллеги в Северной Америке и Западной Европе. Они оказываются в ситуациях, которые существенно отличаются от тех, с которыми приходилось иметь дело нам. Поэтому я не уверен в том, что решения, найденные нами, смогут помочь им так же, как они помогли нам.

Дело в том, что эффективному гей-движению в Америке предшествовала сексуальная революция 1960-х, принесшая свободу в сексуальной жизни. Кроме того, в конце 60х - начале 70х были времена экономического подъема, которые способствовали большей свободе личности. Общество не то чтобы становилось заметно более светским, но, по крайней мере, порожденный "холодной войной" всплеск христианской религиозности, охватившей страну в конце 50-х, явно пошел на спад. И, наконец, известнейшие исследования в области права - доклад Волфендена в Англии* (1957 г.) и Примерный уголовный кодекс США (проект 1954 г., окончательный вариант 1962 г.)** - рекомендовали декриминализацию гомосексуальности.

В большинстве стран за пределами Северной Америки и Западной Европы нет ничего подобного, а ведь именно такие события могли бы оказать большую помощь усилиям активистов. В России и Восточной Европе после десятилетий коммунистического атеизма и официальной гомофобии люди вернулись к религии, которой тоже всегда сопутствовало враждебное отношение к гомосексуальности (это касается как католицизма, так и православия). Поэтому непонятно, каким образом геи в этих странах могут сейчас найти поддержку каких-либо организаций, уменьшить враждебность общества и найти точку опоры.

Совсем по-другому развивались события в Испании. Здесь режим военного авторитаризма Франко, наоборот, был тесно связан с консервативным католицизмом. В последние годы правления Франко в стране началась и экономическая, и религиозная либерализация, и теперь Испания является одним из наиболее дружественных геям государств, в котором даже разрешены однополые браки.

Интересно, существует ли какой-то общий закон, который настраивает людей против всего, что ранее содействовало притеснениям со стороны государства? ("эффект противодействия")?

В Китае наблюдается некоторое снижение экономического и, как следствие, социального контроля, но только до тех пор, пока нет организованной оппозиции правительству. Под нажимом международных психиатрических сообществ официальная медицинская организация Китая признала, что гомосексуальность не являются болезнью. Это позволило геям встречаться в общественных местах, лишь иногда сталкиваясь с притеснением и агрессией со стороны местных властей.

Интересно будет посмотреть на дальнейшее развитие ситуации в Китае. Вполне возможно, что на фоне развивающегося капитализма и экономической либерализации своего рода "освобождение" геев сможет произойти без каких-либо организаций и лидеров. Или, напротив, гей-организации, стоящие вне политики, смогут работать в рамках государственных структур. Конечно, беспокоит рост влияния христианства и религиозного учения Фалуньгун, поскольку оба они настроены враждебно по отношению к гомосексуалам. Но не исключено, что именно они в дальнейшем ослабят социальный контроль, что благотворно скажется и на отношении к геям.

На африканском континенте, за исключением Южной Африки, положение тягостное. ЮАР отошла от консервативного режима расовой сегрегации, который всегда опирался на поддержку голландской реформаторской церкви. Может быть то, что геи получили закрепленное в конституции равенство, является еще одним примером описанного выше эффекта "противодействия". Хотя, конечно, помогли и выступившие в защиту геев видные представители как англиканской церкви, так и самого правительства.

В большинстве остальных стран Африки геи подвергаются угрозам и преследованиям со стороны официальных властей, гомосексуальность и любые гей-организации находятся вне закона. Религиозные лидеры как воинствующего христианства, так и воинствующего ислама пытаются увеличить свое влияние и количество сторонников тем, что громко заявляют о своем враждебном отношение к гомосексуальности.

Южная Америка представляет собой неоднородную картину. Если Чили остается консервативной страной по отношению к сексуальности, то в Бразилии, в Сан-Паулу, проводится один из самых массовых гей-парадов в мире. Будучи преимущественно католической, Латинская Америка должна бы быть социально-консервативной, но здесь католицизм имеет, кажется, гораздо больше общего с ритуалом, праздником, поклонением святым и Деве Марии, нежели с сексуальной моралью. Может вызывать беспокойство рост влияния евангелической протестантской церкви, но до сих пор ее внимание было сосредоточено на уменьшении безграмотности и нищеты. Ни то, ни другое не выглядит опасным для геев.

Одним из препятствий на пути к видимому прогрессу гей-движения в Латинской Америке является культура "мачо", в которой большое внимание уделяется гендерным ролям, а в представлении общества геи являются феминными. В ряде стран отмечаются издевательства над геями и даже их убийства молодежными бандами. Однако зачастую жертвами становятся трансвеститы, особенно те, кто занимается проституцией. Большинство из них, вероятно, не являются трансексуалами. Скорее, многие из них - геи, которые наряжаются в женское платье, чтобы сигнализировать о своей доступности другим, якобы гетеросексуальным мужчинам.

Я представил здесь лишь поверхностный анализ ситуации, и буду рад услышать мнение людей, лучше разбирающихся в этом вопросе.

Пол Варнелл, Chicago Free Press, 13 июля 2007 г.
Перевод Джонни Cлавицки, специально для Queerumir.ru, август 2009г.


Справка Квирумира

*"В Англии важным шагом в декриминализации гомосексуальности был так называемый Доклад Волфендена (1957), названный по имени председателя специального правительственного комитета сэра Джона Волфендена, который большинством 12 голосов против 1 рекомендовал отменить существовавшее с 1533 года уголовное наказание за добровольные и совершаемые в приватной обстановке гомосексуальные акты между взрослыми мужчинами (старше 21 года) и также, вопреки мнению почти всех опрошенных психиатров и психоаналитиков, признал, что гомосексуальность не может по закону считаться болезнью. После долгих споров и проволочек, летом 1967 года британский парламент выполнил эту рекомендацию." И.С. Кон. Любовь небесного цвета.

** В силу исторически сложившегося в США распределения компетенции федерации и штатов в сфере уголовного законодательства федеральные уголовно-правовые нормы имеют весьма ограниченную область регулирования, а подавляющее большинство лиц, привлекаемых в США к уголовной ответственности, обвиняется в нарушении не федерального законодательства, а норм УК и других законов отдельных штатов. При этом уголовное законодательство штатов до некоторого времени часто представляло собой набор актов или норм, принятых в разное время. Толчком к реформе уголовного законодательства стала деятельность комииссии Института американского права. Одним из результатов ее работы в области унификации законов стала разработка в 1962 г. Примерного уголовного кодекса. Хотя этот кодекс имеет неофициальный характер и служит лишь как образец, он оказал большое влияние на уголовные кодексы отдельных штатов, способствовал их сближению. До 1962 г. мужеложество было уголовным преступлением во всех штатах США, которое наказывалось длительным тюремным сроком и/или каторгой. В 1962 г. Иллинойс стал первым штатом, который под влиянием Примерного УК отменил уголовную ответственность за мужеложество. В 2003 год Верховный Суд США, рассматривая дело Лоуренс против штата Техас, признал закон штата, предусматривающий наказание за добровольный секс между мужчинами, нарушающим тайну частной жизни. Решение Верховного суда автоматически отменило все аналогичные законы других штатов, и только тогда гомосексуальный секс был декриминализирован на всей территории США. До этого решения в 14 штатах США все еще существовала уголовная ответственность за гомосексуальный секс, хотя эти законы уже почти не применялись.