На экране гетеросексуальные персонажи подвергаются меньшему насилию и умирают значительно реже, чем гомосексуальные.

Продюсеры "Горбатой горы" ожидали негативную реакцию. Но консервативные группы не особенно возмущались. Естественно, Американская ассоциация католических епископов присвоила фильму рейтинг "О" - "оскорбляет нравственность" - в числе прочего, из-за   "одобрения однополых отношений, сквернословия, драк". Владелец кинотеатров из Юты отказался показывать фильм. Мэтт Драдж кричал о шокирующей "обнаженке и откровенных сценах гей-секса".

Вняли этому немногие. Возможно, потому что очень скоро, когда миллионы американцев посмотрели "Горбатую гору", стало понятно, что обнаженки куда больше в фильме "Миссис Хендерсон представляет" с Дейм Джуди Денч в главной роли. И "откровенных сцен гей-секса" в "Горбатой горе" тоже нет, если только "откровенная" не означает быструю, смазанную, снятую трясущейся камерой, из разряда "не-могу-точно-сказать-что-происходит".

Фильм назвали прорывом и триумфом, предсказали, что он поможет американцам понять, что любовь есть любовь, что геи переживают так же сильно, как любой натурал. Великолепно. Самое время. Но есть один вопрос.

Почему кто-нибудь непременно должен умереть?

Для тех, кто еще не смотрел фильм, но собирается, я, не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что в "Горбатой горе" несколько персонажей умирают. Насильственной смертью. И они гомосексуалы.

Ничего нового. "Целлулоидный шкаф", книга и документальный фильм, предлагает потрясающий анализ того, что происходило с гомосексуальными персонажами с начала работы  Голливуда. Геи обычно представали комическими манерными щеголями (как в фильме "Бродвейская мелодия" 1929 г.) или психопатами ("Разыскивающий, 1980г.) – и они часто погибали. Можно предположить, особенно если послушать все восхваления "Горбатой горе", что времена изменились. Актеры больше не боятся играть геев, а гомосексуальные персонажи стали живыми, многогранными, реальными. Но даже в фильме, названном "прорывом", геев убивают.

Вспомнив фильмы-номинанты на Оскара за последние 15 лет, не беря в расчет церемонию этого года, я насчитал  четверых актеров,  играющих геев, которые номинировались за лучшую мужскую роль: Хавьер Бардем за "Пока не наступит ночь", Иан Маккеллен за "Боги и монстры", Стивен Ри за "Жестокую игру" (сексуальная ориентация этого персонажа, честно говоря, не очень ясна, но, без сомнения, есть варианты) и Том Хэнкс за "Филадельфию", который получил Оскара. К концу фильма все они мертвы, за исключением одного, который попадает в тюрьму.

Уровень смертности так же высок для женщин. Четыре актрисы-номинантки на Оскар, которые сыграли лесбиянок, бисексуалок или транссексуалок – Хилари Суонк в "Парни не плачут", Николь Кидман в "Часах", Шарлиз Терон в "Монстре" (Оскара получили все три) и Салма Хейек во "Фриде" - они все мертвы, мертвы, мертвы, мертвы.

Возможно, приведенная статистика не полностью отражает действительность, потому что речь идет о номинантах на Оскар. Драматические фильмы номинируются чаще, чем комедии, а в комедиях смертей значительно меньше. И "Горбатая гора" - это история любви, в конце концов,  а в таких фильмах персонажи всегда умирают. Вспомните бедных Ромео и Джульетту.

Вполне справедливо. Но вернемся к номинациям, на этот раз – за лучший фильм. Не претендуя на точные цифры, могу сказать, что я насчитал 37 фильмов о гетеросексуальной истории любви, в которых именно история любви находится в центре сюжета – типа Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслетт в "Титанике". Естественно, только в четырнадцати фильмах влюбленные натуралы безвременно умирают. Это означает, что две трети гетеросексуальных романов оканчиваются счастливо или не очень, но, по крайне мере, не смертельным исходом. Так что предположение о том, что фильмы о любви всегда заканчиваются фатально,  не прокатывает.

Персонаж Фелисити Хаффман в "Трансамерике" (транссексуалка, пока не сделавшая операцию) умудряется выжить. Так же, как и персонаж  Филиппа Сеймура Хоффмана - писатель Капоте, хотя к концу фильма он превращается в еле передвигающегося алкоголика.

Смерть геев в "Горбатой горе" отличается от фильмов прошлого, в которых режиссеры убивали гомосексуальных персонажей за то, что они были "не такими". Герои "Горбатой горы" показаны с любовью и сочувствием. Но даже в подобных фильмах можно расслышать непредумышленное предупреждение.

"Мне было 17 лет, когда я посмотрел фильм "Оркестранты" (The Boys in the Band), и он меня напугал, - сказал Майкл Каннингэм, автор "Часов", получивший Пулитцеровскую премию, в интервью Нью-Йорк Таймс в 1992 году, - Фильм хвалили за то, что он показывал геев как думающих, чувствующих людей, не лишенных чувства товарищества. И в то же время они были разнузданны, ужасно несчастны и ненавидели самих себя. И вот я сидел один в кинотеатре, это был 1970 год, и я сказал себе: "Я сделаю все, чтобы этого избежать. Я научусь думать по-другому".

Можно только предполагать, что подумает сегодняшний семнадцатилетний подросток, посмотревший "Горбатую гору". Режиссер хотел, чтобы он услышал призыв "Люби и живи" и "Следуй зову сердца". Но существует и еще одно, едва различимое, непреднамеренное послание: "Следуй, конечно, зову сердца, но будь осторожен. Иногда оно может привести тебя туда, где насилие и смерть".

Джозеф Амодио, Newsday.com, март 2006 г.
Перевод Катерины Марсовой, специально для Queerumir.ru, апрель 2006 г.


*Мэтт Драдж – скандально известный интернет-репортер, создатель  сайта политических слухов Drudge Report. Первым сообщил об истории президента Клинтона и Моники Левински.  В настоящее время в Drudge Report ежедневно публикуются ссылки на самые горячие новости, а также собственные информационные находки, далеко не все из которых соответстуют действительности – прим. переводчика)