Основной подход к решению вопроса о гомосексуальности в цивилизованных странах.

Что общего между американской армейской политикой "Не спрашивать, не говорить, не расследовать" и российским законопроектом Чуева "О запрете пропаганды гомосексуализма"? Лицемерие, уход от дискуссии и, более того, запрещение таковой дискуссии, ограничение открытости и честности по поводу сексуальной ориентации, желание навсегда оставить геев и лесбиянок "закрытыми", молчащими или тактично сдержанными по поводу своей личной жизни. В многих странах, где гомосексуальность не преследуются уголовно, этот подход к геям и лесбиянкам не только легко прослеживается как неформально принятый большинством, но и находит отражение в тех или иных законах.

Почему так происходит? Потому что сделать вид, что проблемы не существует, - это интуитивная человеческая реакция на внутренний конфликт между эмоциями и сознанием, на свою внутреннюю непоследовательность и иррациональность. Дополняющий метод – облагородить и рационализировать свое наиболее непоследовательное мнение с помощью морали, религии, логики, основанной на ложной (но якобы всем очевидной) аксиоматике, ссылок на авторитеты и на "здравый смысл".

Большинство людей в вышеупомянутых странах отрицательно относятся к уголовному и физическому преследованию геев и лесбиянок (поэтому это уже и закреплено законодательно), не считают, что их можно дискриминировать по базовым правам, и так или иначе, хотя бы частично осознают, что сексуальная ориентация не является выбором. При этом они также считают, что гомосексуальность – по меньшей мере явление очень отрицательное, а по большей - извращение, что его надо осуждать и ограничивать, что любая защита прав выше базовых и любая дискуссия является поощрением. Здесь также присутствует подсознательный страх, что несмотря на то, что вроде бы сексуальная ориентация является врожденной, общественный нейтралитет, а тем более "поощрение" спровоцирует рост количества гомосексуалов.

Мнение, что в толерантное обществе процент гомосексуальности скорее всего увеличится, основано на двух вещах. Во-первых, сама гомосексуальность как явление не гомогенна и в каждом конкретном случае является продуктом врожденной сексуальной ориентации, жизненного опыта и самоидентификации. Во-вторых, всегда существовавшая моральная оценка гомосексуальности логически должна быть основана на том, что существует выбор, и человек, даже согласившийся со врожденностью ориентации, но продолжающий разделять веками вбивавшуюся и религиозно обоснованную моральную оценку, где-то подсознательно помнит, что мораль есть только там, где есть выбор.

Диспут о гомосексуальности затрагивает многовековые традиции, а следовательно почти неконтролируемые эмоции гетеросексуального большинства: страх, моральное неприятие, отвращение, ненависть, отчуждение, жалость и т.п. Политика лицемерия имеет корни во внутреннем конфликте гетеросексуального большинства. Конфликте между личной толерантностью к знакомым геям и отвращением к гомосексуальности в целом, между неприятием дискриминации и страхом, что собственный ребенок может вырасти геем или лесбиянкой, между логическим пониманием прав человека и желанием государственного ограничения гомосексуальности, между логической непоследовательностью моральных обвинений и страхом изменения традиций и мировоззрения. И эмоции связанные с этим конфликтом глубоки и личны, и часто скрываются от окружения, поэтому и требуют щита в виде религии, морали, "общественного здоровья" и "социальной пользы". Почти невозможно вести спор на нейтральной территории логической обоснованности.

Самый привычный способ разрешения конфликта – избегать его, а это можно сделать только избегая логической дискуссии, информации, не согласующейся с общепринятым мнениям, и провокационных вопросов. Именно этот подход одобряется большинством и внедряется в законодательство.

Что касается негласных правил, принятых в обществе, - открытость по поводу своей гомосексуальной ориентации считается неприличным выставлением своей личной жизни напоказ. Гетеросексуалы намеренно сводят вопрос ориентации только к сексу, и используют связанное с сексом табу на дискуссию, чтобы навсегда оставить вопрос о гомосексуальности в области, отведенной для скандальных и пикантных личных подробностей. Это одновременно работает как барьер для открытости – открываться не самым близким друзьям часто прилично, только когда имеешь прочную семью в качестве морального аргумента.

Лицемерие может продолжаться только там, где общество приняло эти условия игры, и обоюдно следует им. "Каминг аут" в "цивилизованных" сообществах труден именно потому, что общество, несмотря на видимую поддержку толерантности, стигматизирует гомосексуальность и всячески порицает открытость. Закрытость же большинства гомосексуалов дает обществу возможность продолжать свою политику публичного осуждения гомосексуальности и лицемерия, когда дело касается отдельных людей. До сих пор геи и лесбиянки со своей стороны (из-за слишком большого личного риска) поддерживали это молчание и вели двойную жизнь – видимую общественную и невидимую личную. Гомосексуальная самоидентификация, однако, начинает выводить понятие сексуальная ориентация за пределы личной жизни. Открытая гетеросексуальная ориентация (ну она всегда открытая) не означает ничего о личной жизни человека – он может иметь или не иметь семью, иметь или не иметь постоянного партнера, вести беспорядочную сексуальную жизнь или быть целомудренным, да и вообще ничего не говорит о личности человека, кроме какой-то базовой характеристики. То же самое справедливо и о гомосексуальности, но до сих пор не воспринимается так обществом. Однако что будет с общепринятой практикой лицемерия, если вдруг мы со своей стороны перестанем следовать правилам "приличий"?

И если в США и Европе этот процесс начался пару десятков лет назад и, как мне кажется, необратим, и политика лицемерия рассыпается на глазах, то в России он находится в зачаточном состоянии (в частности потому что мы еще не являемся цивилизованным обществом, и это во многих случаях просто опасно). И поэтому для российских властей очень логично сразу пытаться локализовать этот процесс, пресечь на корню, лишить возможности и, главное среды (СМИ), развиваться.

Впервые опубликовано www.lesbiru.com