Если вы думаете, что центром киноиндустрии и главной фабрикой грез для всего мира является Голливуд, вы глубоко заблуждаетесь. Для нескольких миллиардов людей кинопуп земли - это Бомбей, а вовсе не Лос-Анджелес.

Конечно же, они слыхали про Голливуд, иначе откуда бы взялось это название, с разницей всего лишь в одну букву? Нет, слово "Болливуд", придумали не индусы. Но они его приняли.

Каждый день из съемочных павильонов Болливуда выходит по два фильма. Примерно 800 фильмов в год. Каждый день в кино ходят 10 миллионов индийцев. Посмотреть один и тот же фильм четыре-пять раз - обычное дело. Да, Болливуд обслуживает в первую очередь национальный рынок, но можно ли назвать случайностью то, что индийские фильмы, пусть слащавые, пусть предсказуемые, пусть до отказа набитые клише, по сей день смотрят во всем мире (стараюсь не вспоминать про негласную монополию индийского кино в СССР)? Да, "индийская" мечта - это вам не american dream, но, значит, в ней тоже есть что-то, что цепляет людей за живое? И стоит ли это "что-то" объяснять исключительно принадлежностью к иной культуре?

Можно бесконечно долго рассуждать о том, сколько бы еще времени индийское кино могло оставаться в изоляции, в том "законсервированном" виде, в котором оно существовало десятки лет, если бы не появившееся в Индии сравнительно недавно спутниковое телевидение, если бы не туризм, если бы не... если бы мир не менялся так быстро. И то, о чем в индийском кино еще десять-пятнадцать лет назад невозможно было помыслить, сейчас уверенно дает о себе знать. Нет, в большинстве случаев формула фильма осталась прежней: длительность 3 часа, сюжет, уводящий от действительности, непременная любовная история вне зависимости от жанра киноленты, множество препятствий на пути к счастью, бесконечные погони и драки, игра актеров, кажущаяся неестественной любому не-индийцу, цвета из разряда "вырви глаз", песни и танцы после любых мало-мальски значимых моментов фильма. Изменились лишь декорации (теперь действие фильмов все чаще происходит в городах) и составляющие этой формулы. В индийских фильмах начали потихоньку появляться обнаженные женщины, наркоманы и ..."лесбиянки".

Удивительно, но факт: первый индийский фильм о лесбиянках, Fire ("Огонь"), вышедший на экраны в конце 90-х, рассказывал не о "лесбиянках", а о лесбиянках. Почти без кавычек. Почти, потому что женщин, показанных в нем, толкнуло друг к другу в объятия непростое стечение жизненных обстоятельств, проживание под одной крышей и невнимание мужей. Вопрос из повестки дня продвинутых натуралов: лесбиянками становятся или рождаются - "они сделали это, поэтому они лесбиянки" или "они сделали это, потому что они лесбиянки"? В фильме "Огонь" ответом на этот вопрос является, скорее всего, второй вариант. Резонное недоумение: разве в Болливуде такое возможно? Оказывается, да. Возможно, если режиссером является не индиец, а канадка индийского происхождения, Дипа Мета. Отношение к фильму в самой Индии было почти по Фолкнеру: шум и ярость. Граждане негодовали, правые радикалы рвали афиши и забрасывали экран пустыми бутылками, газеты писали: "В Индии нет лесбиянок! Все это тлетворное влияние Запада". Дипа Мета признавалась: "Я думала, что могут возникнуть проблемы. Но не насилие!" Казалось бы, консервативную общественность может разозлить только фильм о реальных индийских лесбиянках, снятый западным режиссером, ставящий под угрозу традиционную мораль и устои общества. Но нет: фильм о "лесбиянках", снятый в Болливуде индийским-преиндийским режиссером, вызвал примерно такую же реакцию. Я говорю "примерно", потому что, кроме ультраправых, свое негодование высказали феминистские и гей-лесби организации Индии (да-да, там они тоже есть).

Бывший актер Каран Раздан уже не в первый раз взялся за "лесбийскую" тему. В конце 2003 года индийская пресса писала о его работе над фильмом "Шок", в котором должно было быть показано светское общество, элита, жизнь замужней женщины, к ней принадлежащей, в том числе, ее некоторые лесбийские искания. В конце концов, никаких лесбиянок в фильме, сменившем название на "Lust" (варианты перевода "Желание", "Страсть", "Похоть") не приключилось, зато критики насчитали 17 откровенных любовных сцен. Гетеросексуальных, конечно же. Но Раздан от первоначального замысла не отрекся. Пусть и в другом фильме. В июне этого года он, не мудрствуя лукаво, выпустил на экран псевдо-лесбийскую историю под незатейливым названием "Подружка" (Girlfriend) о том, как две индийские барышни (одна из них вся из себя лесбиянка, а вторая нет) жили себе-поживали, а потом в их жизнь вписался «настоящий мужчина», который ту, которая не лесбиянка, и увел. А вторая, которая лесбиянка, сначала хотела его соблазнить, чтобы доказать подружке его неверность, а когда ничего не вышло, попыталась его убить, но, ясное дело, тоже не смогла, поэтому упала с высотки. Это вкратце. Подробнее останавливаться на сюжете смысла нет: типичный для болливудских фильмов любовный треугольник, с той лишь разницей, что за любовь одной женщины бьются не двое мужчин, а мужчина и женщина. Стоит остановиться на главных героях. Героиня номер один: мужиковатая психопатка-лесбиянка-кикбоксерша с неожиданным именем Таня (Иша Копикар), которая ненавидит мужчин, так как в детстве ее изнасиловал сосед. Героиня номер два: не-лесбиянка и не-дура-выпить Сапна (Амрита Арора), которой до сих пор не встретился «настоящий мужчина». Герой номер три: Рауль (Ашиш Чоудри), богатенький сынок родителей-бизнесменов, которые живут в Лондоне. Стоит ли говорить о том, что Сапна переспала с Таней исключительно по пьяному делу, а когда Тани не было в городе, закрутила роман с Раулем, поначалу представившегося геем, чтобы "не спугнуть", о том, что Сапна призналась во всем Раулю, который тут же начал грезить о женщинах, занимающихся любовью друг с другом, что, впрочем, не помешало ему начать спасать свою избранницу из грязных лесбийских лап ревнивой Тани?

Наивные индийские активистки-лесбиянки и активистки-феминистки! Они имели глупость поверить режиссеру и актрисам, которые во время работы над фильмом в многочисленных интервью говорили о том, что они относятся к гомосексуалам "с уважением", о том, что "нужно уважать их достоинство". Это действительно смелые заявления для Индии, где 377 статья УК предусматривает (хотя применяется очень редко) тюремный срок до 10 лет за секс "в извращенной форме". При этом неизвращенная форма секса - гетеросексуальный секс исключительно с вагинальным проникновением. Да, лесбиянки и феминистки поверили было обещаниям Раздана. Но сказать, что, посмотрев фильм, они были в гневе - это не сказать ничего. Что ж, "обещал - не значит женился".

"Этот фильм - удовольствие для самцов, не имеющее ничего общего с лесбиянками и их жизнью" - такая фраза звучала почти в каждом отзыве гей-лесби движения и зарубежной либерально настроенной прессы. А СМИ цитировали выдержки из открытого письма к Раздану под названием "Из огня да в полымя" активистки организации "Форум Против Притеснения Женщин" Теджал Шах: "Шесть лет спустя после выхода на экраны фильма "Огонь" у правых радикалов нет причин протестовать против Вашего фильма, потому что Ваш портрет лесбиянки как "психически неуравновешенной, изнасилованной в детстве женщины, мужененавистницы, потенциальной убийцы" замечательно вписывается в гетеросексуально-патриархальные стереотипы: геи и лесбиянки - это ненормальные уроды, они должны умереть в конце фильма, получить по заслугам за свое аморальное существование. Естественно, "лесбийская" тема привлекает зрителей, вызывает любопытство, приносит кассовые сборы. Но только не надо говорить о том, что Вы сделали это, потому что беспокоитесь о лесбиянках и их проблемах. Да, благодаря Вам эта тема вошла в каждый дом, но всего-навсего в виде отвратительной, грязной насмешки. Ваш фильм - это худший набор стереотипов о тех, кто любит представителей своего пола. Настоящий нормальный (читай "гетеросексуальный") мужчина Рауль ни секунды не колеблется, когда ему нужно изобразить из себя манерного, женоподобного гея для того, чтобы заманить, а потом, уже в образе мачо, спасти лесбиянку-однодневку Сапну; а лесбиянка Таня - лесбиянка она, естественно, только потому что ее изнасиловали в детстве - предстает перед нами этаким животным, чуть ли не каннибалом, готовым если не сожрать, то истребить всех мужчин. Посмотрев такой фильм, никто никогда не подумает, что "женщина, которая любит женщин" - это такое же человеческое существо о двух руках и двух ногах, которая может быть другом, сестрой, матерью, бабушкой, теткой, соседкой или коллегой по работе...

Мистер Раздан, Ваш фильм - это опасное послание обществу. Ваш фильм задевает любую женщину, которая выглядит менее женственно, чем остальные, любую женщину, которая сомневается в своей ориентации или экспериментирует со своей сексуальностью, любую женщину, которая держит за руку другую женщину - возможно, потому что они просто давние хорошие подруги. Добро пожаловать в ужасный мир преступлений на почве неприятия иной сексуальной ориентации и самоидентификации, мистер Раздан. Хотя Вы говорите об уважении к гомосексуалам, Вы получите свои деньги, а все то, что два десятка лет делали в Индии LGBT-организации, феминистки, правозащитники, борцы за права человека, оказалось отброшенным назад. Каждый раз, когда я снова услышу о самоубийстве лесбиянки, о женщине, над которой издеваются из-за ее "лучшей подруги", о лесбиянке, изнасилованной в полицейском участке, о тех, кого направляют на принудительное лечение от гомосексуальности посредством электрошоковой терапии, о девочках, посаженных под домашний арест только потому, что родители заподозрили однополую любовь, я буду вспоминать Ваш фильм и думать о том, какое влияние Болливуд оказывает на сознание людей. В данном случае это влияние - несправедливость, ненависть и гомофобия. Спасибо Вам, мистер Раздан. Могу заверить Вас в одном: гей-коммьюнити в этой стране скорее предпочло бы жить в спокойной анонимности, чем в виде вывернутой наизнанку приманки для кинозрителей. Если бы Вы не сочли за труд хоть чуть-чуть изучить жизнь тех, о ком Вы снимаете фильм, Вы бы узнали, что сейчас в Бомбее действуют как минимум три организации для лесбиянок и бисексуальных женщин, Вы бы увидели сотни лесбиянок, которые живут открыто и счастливо, Вы бы увидели реальных людей, которым теперь придется расплачиваться за то, что Вы сделали - за Ваш фильм".

Ни убавить, ни прибавить.

Впервые опубликовано на сайте www.lesbiru.com