Женщина - это как земля. Не то, что вы видите на поверхности.
Это что-то глубокое-глубокое. Страшная загадка. Бездна.
(Ф. Ардан. Из интервью)

Она не очень похожа на француженку. Скорее, на итальянку. Резкие черты лица, черные глаза, большой рот. Высокая, темная, страстная. Пожалуй, эта страстность - мощная, ненадуманная, неигрушечная - и есть самая главная характеристика Фанни Ардан. Как актрисы. И как человека.

Я намеренно пропускаю биографическую справку. Сведения типа "родился, учился, женат, имеет дочь" можно найти в любой статье. Поищите, если вам это действительно интересно.

В ее фильмографии 57 пунктов. Просматриваешь и замечаешь, что часто встречающаяся по первости пометка "TV" почти исчезает к началу 90-х годов. Да, она начала с телевидения. Но больше не хочет. Ей там тесно.

Ее заметили, когда ей было уже за тридцать. Стоит ли удивляться? Вы можете представить себе роль двадцатилетней Фанни? Румяные щеки, короткие юбки, девичьи секреты? Да ей бы в жизни никто не поверил. Фанни - дива. Кич-дива. А юных див не бывает. Невинных - тоже.

По-настоящему ее показал публике Франсуа Трюффо - "Соседка" (Femme d'a cote) в 1981 и "Веселенькое воскресенье" (Vivement dimanche!) в 1984. В ней он увидел то, что хотел видеть в героинях своих фильмов: силу, живость, энтузиазм, юмор. После обоих фильмов Фанни номинировалась на главную французскую кинонаграду - Сезар, но так и не получила ее. Кроме творческих результатов это сотрудничество дало миру еще кое-что. Вернее, кое-кого - дочь Жозефину.

После Трюффо Фанни снималась у многих маститых европейских режиссеров: Патрис Леконт, Клод Лелюш, Этторе Скола. Героини большей частью драматические, сильные, страстные. Как-то ее спросили, почему она лишь однажды играла роль матери ("Семейный совет" (Conseil de famille), 1986). Фанни ответила: "Я люблю играть персонажей, раздираемых чувствами. А мать - это что-то такое чистое..."

Можно бесконечно долго спорить о том, какого плана роли удаются Фанни Ардан лучше всего. Но факт остается фактом: особенную любовь публики ей принесли комедии. Да и свой единственный Сезар - за лучшую женскую роль - она получила именно за комедию. Я имею в виду "Вечерний прикид" (Pedale Douce, 1996). Режиссер Габриэль Агьон - вообще мастер делать отличные веселенькие фильмы ("Любимая теща" с Денев - тоже его рук дело). В "Вечернем прикиде" Фанни играет владелицу ночного гей-клуба, которая живет в одной квартире с двумя гомосексуалами. Изучает в повседневной жизни интересующий ее, так сказать, сегмент рынка :-) Влюбляется в нее солидный и со всех сторон положительный банкир, который вдобавок оказывается непосредственным начальником ее дружков-геев. Представляете, какая приятная встреча состоится рано или поздно? И не где-нибудь, а именно в этом гей-клубе, так что качественный взрыв мозгов обеспечен всем участникам. 
 
В прошлом году на экраны вышел фильм испанца Агустина Диаса Яньеса "Нет вестей от бога" ("Sin noticias de Dios"). Комедия о борьбе рая и ада, вернее об их последней битве. Не пугайтесь, никакой мрачной эсхатологии. Бой ведут две представительницы враждующих сторон - от ада - красавица-вамп Пенелопа Крус, от рая - альмадоварская штучка Виктория Абриль. Борются за душу отдельно взятого смертного - прибитого не на шутку боксера. Начальствует на небесах Фанни Ардан, пытаясь хоть как-то улучшить ситуацию в почти обанкротившемся рае. Многие критики уже назвали фильм "феминистским" на том основании, что рулят в нем исключительно бабы. Суждение спорное, но можно однозначно сказать, что фильм легкий, веселый и зажигательный. И Фанни хороша. Высоко сидит, далеко глядит :-)


"8 женщин" Озона обсуждались так много, что, кажется, нет ничего, о чем бы еще не говорилось. А что думает о фильме Фанни Ардан? Во всех интервью (агентство Франс-Пресс, журнал Le Nouvel observateur и др.) она утверждает, что согласилась скорее на роль, чем на фильм как таковой:

- Такая куча женщин! Только женщины! Не очень-то мне это нравилось. Когда в фильме только женщины, он автоматически превращается в кислотную комедию. Все должно происходить очень быстро, нельзя дать зрителю время на размышление. Еще Трюффо говорил: "Если реплика повисает в воздухе, то она рискует приобрести совсем иной смысл". Никакая другая роль меня не интересовала. Пьеретта меня привлекает свободным духом, авантюризмом, независимостью и даже аморальностью. Для нее нет правил. Она заявляется в дом, где ее не ждут и не хотят видеть. Она маргиналка, не имеет никакого отношения к буржуазии 50-х годов. Вообще Озон поступил очень мудро, что развернул действие фильма в годы, когда было много табу, когда еще не появились ни Битлз, ни Роллинг Стоунз, и не было вот этого... когда все спят с кем попало. Мне еще нравится персонаж Катрин Денев, Габи, мне нравится, что у нее и Пьеретты общий любовник и нравится то, как Пьеретта пытается ее соблазнить. Мне кажется, она это делает только затем, чтобы посмотреть, поведется Габи или нет. Даже не знаю, что было труднее - драться или целоваться. Это очень интимное дело. А я ведь не каскадер, поэтому я все время боялась не доиграть или переиграть. Пьеретта - не лесбиянка, просто она может любить всех - и женщин, и мужчин. А еще у меня было ощущение, что чем больше остальные лезут в бутылку, тем смешнее делается Пьеретте. Мне нравится ее песня. Эти слова... Только знаете что? У меня в таких случаях всегда возникает вопрос: "А кто именно поет? Кто танцует? Персонаж или сама актриса?" И еще одно. Понятно, что режиссеры стремятся дать роль популярному актеру. Но иногда получается странно: когда я смотрела солдата Райана, мне не давала покоя мысль: как может неизвестного солдата играть известный актер? Парадокс. Опять же, я сама часто хожу в кино "на актеров", которых люблю. И тем не менее, я в восторге от "Малхолланд драйв" Линча, потому что там одни незнакомцы...

В начале ноября Европейская киноакадемия объявила номинантов 2002 года. Церемония состоится 7 декабря в Риме. "8 женщин" упомянуты в трех номинациях: лучший европейский фильм, лучший сценарий и лучшая европейская актриса. Да не одна, а все восемь. Так и сказано: актерский ансамбль. Думаю, награду киноакадемии принесет фильму именно эта номинация, чего не скажешь о двух первых. "8 женщин" также будут представлять Францию на Оскаре в марте 2003 года в номинации "Лучший зарубежный фильм".

Фанни довольно много играет в театре, но, по ее словам, черпает вдохновение в кино. Ее последняя работа - роль Марии Каллас в фильме Франко Дзефирелли "Callas Forever", который вышел на экраны в сентябре этого года. Последняя театральная роль - Сара Бернар в постановке Мюра. Можно ли назвать случайными роли такого плана? Вряд ли.

Ей 53 года. Каково ощущать себя в обществе, где нужно оставаться "секси" до 90 лет? "Плевать мне на такое общество, - отвечает Фанни.
- Конечно, мир сейчас устроен так, что можно подумать, осталась единственная проблема - как остаться молодой и красивой. Ну, а мне нравится зрелость и мудрость пожилых людей. Нравится их здоровый "пофигизм".
Фанни говорит, что она фаталистка. Считает, что все предопределено, поэтому нет смысла что-то решать, за что-то бороться: "Для меня жизнь - это вокзал. Садишься в поезд и не знаешь, куда он тебя привезет - в Тимбукту или в Лион. Такая вот... роскошная пассивность."

Впервые опубликовано на www.lesbiru.com