КВИРУМИР | Queer site for queer people | Гей активизм, гей браки, права геев и лесбиянок, статьи, рассказы, видео  - http://www.queerumir.ru
Иоанн Павел II ушел: кто будет каяться за геев?
http://www.queerumir.ru/articles/13/1/Ioann-Pavel-II-ushel-kto-budet-kajatsja-za-geev/Page1.html
Ольга Кузнецова
Москва

Редактор Queerumir.ru и постоянный автор материалов

seagull@queerumir.ru
 
Автор: Ольга Кузнецова
Опубликовано 05.04.05
 
Мир прощается с Папой Римским, Иоанном Павлом II. Это был воистину великий понтифик, это был и крупный политик мирового масштаба, сыгравший огромную роль во многих процессах XX и начала XXI века. Hельзя не упомянуть, что Иоанн Павел II не только постоянно высказывался против однополых браков, прав гомосексуалов и использования презервативов для профилактики СПИД, но и в последние несколько лет своего правления вел ожесточенную борьбу против гомосексуалов...

Иоанн Павел II ушел: кто будет каяться за геев?

Мир прощается с Папой Римским, Иоанном Павлом II, ушедшим из жизни в субботу второго апреля. В мае ему бы исполнилось 85 лет. Это был воистину великий понтифик. 

Папа Иоанн Павел II был не просто главой одной из наиболее могущественных церквей, это был и крупный политик мирового масштаба, сыгравший огромную роль во многих процессах XX и начала XXI века, и гениальный папа, сумевший увеличить авторитет Ватикана и укрепить позиции католицизма во всем мире во времена увеличивающейся секуляризации жизни.

Понтификат Иоанна Павла II продлился более 26 лет и стал третьим по протяженности в истории Римской церкви: кроме святого апостола Петра только папа Пий IX управлял церковью дольше его. Спортсмен, литератор и философ, поляк Кароль Йозеф Войтыла стал первым папой-славянином и первым с 1523 г. не итальянцем. 

Иоанн Павел II был во многом первым - и это, несомненно, комбинация его исключительной личности и особенностей времени. Он, объездив 129 стран, стал самым "путешествующим" папой в истории, хотя, наверное, это можно объяснить его рекордным по длительности сроком правления, да и более быстрыми средствами передвижения. Он использовал современные методы "маркетинга" для продвижения католицизма: шоу, телевидение, футбольные матчи, музыкальные диски, горные лыжи. Иоанн Павел II стал первым папой, выступившим в протестантской церкви, и первым папой, посетившим синагогу и мечеть. 

Одной из самых больших его заслуг считается его вклад в падение коммунизма во всем мире и даже, в какой-то степени, в распад Советского Союза, что публично когда-то признавал Михаил Горбачев. Иоанн Павел II активно поддерживал антикоммунистические движения в бывших социалистических странах. В Польше он содействовал движению "Солидарность", и, без сомнения, сыграл огромную роль как в свержении генерала Войцеха Ярузельского, так и в том, что "бархатная революция" произошла без единого выстрела, а власть была мирно передана Леху Валенсе, получившему папское благословение. Многие считают, что коммунизм и Советский Союз были обречены именно тогда, в Польше. Хотя, учитывая неоднозначность роли Горбачева для России, справедливая оценка роли папы в российской истории, несомненно, несколько отличается от стройного западного славословия. Не менее неоднозначную роль сыграл Иоанн Павел II и в югославском конфликте, поддержав своим авторитетом хорватский национализм и придав хорватам дополнительный религиозный стимул в последующей войне. 

Несмотря на то, что Ватикан и институт папизма - это строго иерархическое, государственное образование, которое основывается не на конкретных людях, папа, а особенно правящий церковью в течение столь длительного времени, несомненно, влияет на позицию Римской католической церкви по многим вопросам и на политику, которую она проводит в мире. Не ограничивая себя в новаторском поведении, когда дело касалось продвижения имиджа Римской католической церкви в современном мире, Иоанн Павел II всегда придерживался непримиримой, ультраконсервативной позиции по всем социально важным вопросам, таким, например, как контрацепция, аборты, разводы, целибат для священников, рукоположение женщин-священников, эвтаназия и гомосексуальность. Именно его жесткие взгляды привели к большим разногласиям внутри церкви и к увеличению "католиков из кафетерия". Политика Иоанна Павла II была противоположностью позиции его предшественника, Иоанна Павла I, и, возможно, продлись правление предыдущего понтифика хоть немного дольше (он был папой всего лишь 33 дня) - мир мог бы быть несколько иным. 

Иоанн Павел II решительно пресек все либерально настроенные течения внутри церкви. Католическая церковь во время его правления отличалась высокой централизацией власти внутрицерковной иерархии и недостатком автономии местных церквей. Еще более важно то, что папа Иоанн Павел II назначил 201 из ныне существующих кардиналов - именно они скоро соберутся, чтобы избрать нового папу. Если раньше в конклаве во время выборов обычно было три течения: консерваторы, либералы и нейтрально настроенные кардиналы, то сейчас там представлен преимущественно один взгляд - консервативный. За последние 25 лет ни один епископ с более или менее прогрессивными взглядами не смог подняться до уровня кардинала, в какой-то степени то же самое можно сказать и о священниках, сделавших карьеру епископа. 

И, конечно, нельзя не упомянуть, что Иоанн Павел II не только постоянно высказывался против однополых браков, прав гомосексуалов и использования презервативов для профилактики СПИД, но и в последние несколько лет своего правления вел ожесточенную борьбу против гомосексуалов.

Официальная доктрина католической церкви рассматривает и рассматривала гомосексуальность как "отклонение". Хотя гомосексуалам всегда рекомендовалось воздержание, катехизис также утверждал, что к геям надо относиться с сочувствием. Католическая церковь старательно избегала дискуссии о смягчении политики по отношению к гомосексуалам, но в семидесятые годы некоторые признаки позволяли надеяться на улучшение ситуации. Как только к власти пришел Иоанн Павел II, все надежды на смягчение позиции церкви испарились. 

Многие гей-активисты считают Иоанна Павла II наиболее гомофобным папой в истории. И действительно, его высказывания вроде бы однозначно на это указывают. С другой стороны, нельзя забывать, что именно при нем произошли существенные изменения в законодательстве, предоставившие права однополым парам, разрешившие гражданские союзы или даже браки. Как-то даже высказывалось мнение, что наиболее радикальным новшеством XX века является не компьютер, не атомная энергия и не нейробиология, а именно принятие в некоторых странах однополых браков, что реформировало институт, остававшийся неизменным в течение многих веков, по крайней мере, в том, что касалось "одного мужчины и одной женщины". Неудивительно, что Иоанн Павел II с его исключительно консервативными взглядами на мир и при этом активной политической позицией почувствовал себя обязанным вступить в бой. 

Два года назад Ватикан издал 12-страничную директиву католическим священникам по всему миру, призывая их к активным действиям, направленным на то, чтобы предостеречь правительства от легализации гомосексуальных браков и отменить законы в тех странах, где однополые пары уже получили существенные права. Например, католические епископы сыграли немалую роль в том, чтобы конституционные поправки в одиннадцати штатах Америки, запрещающие однополые браки, были внесены в избирательные бюллетени во время президентских выборов и одобрены. Наиболее агрессивно позиция папы высказана в книге "Память и идентичность", в которой Иоанн Павел II размышляет о морали и вере, о правах человека и демократии, о судьбах мира и роли Европы. Эта книга считается его завещанием. 

В последних своих высказываниях он объявил однополые браки "идеологией зла" и "хитрыми" попытками направить "права человека против семьи и против человечества", а усыновление гомосексуалами детей назвал "аморальным" и приравнял к насилию над детьми. 

Сознательные и постоянные усилия столь уважаемой и влиятельной фигуры мирового масштаба, направленные на уничижение гомосексуалов, равно как и политика, имеющая целью невозможность получения ими равных прав, несомненно имели и будут иметь реальные последствия для положения многочисленных геев и лесбиянок - католиков и некатоликов. В одном ряду с этим - осуждение "противоестественных методов контрацепции" и активные действия католической церкви против популяризации и распространения презервативов даже среди беднейших слоев населения Африки, что увеличило количество смертей от СПИД среди католиков на этом континенте. 

Несомненно, Иоанн Павел II был абсолютно цельным человеком и имел твердые убеждения. Он искренне и самоотверженно следовал целям католической церкви и мира в его понимании, не отступая от своих принципов. Невозможно забыть, что именно он совершил беспрецедентный в истории католической церкви, да и других христианских конфессий, поступок - несколько раз публично покаялся от имени церкви в грехах, совершенных ею на протяжении двух тысяч лет: крестовые походы, инквизиция, поведение церкви во времена холокоста. Покаяние - несомненно глубоко христианское понятие, обычно применяемое к индивидууму, и гораздо реже к властным структурам. Много ли политиков каются в грехах, совершенных в прошлом? И это тем более беспрецедентно, если учесть, что речь идет о католической церкви - ведь для католика церковь должна быть чиста и безгрешна. Не менее важен и декрет "Память и примирение", выпущенный международной теологической комиссией, и осуждающий католических священников прошлого за "применение силы в служении истине" (имеются в виду крестовые походы, инквизиция и насильственное крещение индейцев), а так же некоторых священников во времена нацизма. Такое покаяние - деяние, достойное глубокого уважения и почтения, деяние, равное по своему величию личности Иоанна Павла II. 

И тем горше сознавать, что в некоторых областях политика того же понтифика ведет к действиям и результатам, которые негативны для человечества и, возможно, будут отрицательно оценены впоследствии. Найдется ли тогда папа, готовый покаяться в этих грехах католической церкви? 

Выборы нового понтифика, по традиции, начнутся не ранее, чем через 15 дней после смерти Иоанна Павла II. Аналитики пока не рискуют делать какие-либо предсказания с указанием конкретных имен. Многие, впрочем, полагают, что это место снова займет не итальянец, а представитель другой европейской, латиноамериканской или даже африканской страны. Однако позиция нового папы, включая и отношение к гомосексуальности, независимо от того, кто будет выбран, вряд ли будет сильно отличаться от взглядов Иоанна Павла II. В конце концов, именно он назначил более 95% нынешних кардиналов - именно для того, чтобы его преемник не отклонялся от ортодоксальной линии церкви. Будет ли новый папа столь же выдающимся, каковы будут его деяния, в чем покается он - покажет история.